Федеральный образовательный проект

Мы создаем игровые инструменты
профессионального и личностного самоопределения.
Системная профориентация от 3,5 лет до 65+

ФОРМУЛА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ НАВИГАТУМ

 

Исторически, профессии определялись сословно:

Формула выбора профессии сословная

Родился в крестьянской семье – так и будешь крестьянином.

Позже профессии стали передаваться династийно, от отца к сыну. Так появлялись династии врачей, стеклодувов, мельников, кузнецов, аптекарей, различных ремесленников.

Формула выбора профессии династийная

Более ста с лишним лет назад, с избытком рабочей силы появилась знаменитая формула «хочу-могу-надо»:

Формула выбора профессии хочу могу надо

Кстати, современные дети её интерпретируют по-своему:

«хочу» - стало «нравится»

«могу» - осталось тем же, с небольшим нюансом: «смогу»

«надо» - стало «буду», что означает «не нравится, но буду» (например, за такие-то деньги).

 

Полезная рекомендация для тех, кто продолжает искать свою профессию или виде деятельности по этой формуле: сначала составьте список того, чего точно НЕ хотите (что НЕ нравится), что НЕ можете делать, что точно НЕ будете, даже если и можете. И тогда гораздо легче из «остатков» определить, что вам наиболее подходит.

Из опыта школьников, в процессе осмысления своих «НЕТ» часто в голове появляется однозначный ответ про своё «ДА». 

В этом случае формула выглядит так:

 

Формула выбора профессии не хочу не могу не буду

Для современного мира нам представляется наиболее актуальной новая формула выбора профессий, разработанная командой Навигатум.

Она основывается на том, что у каждого человека есть уникальный набор психологических особенностей, развитых и неразвитых личных качеств, компетенций. И у каждой профессии (вида трудовой деятельности) есть набор востребованных – и невостребованных качеств. И формула выбора сводится к тому, что ваши развитые качества должны совпадать с востребованными качествами профессии (также, как и психологические особенности должны соответствовать характеру труда в этой профессии), а ваши НЕ развитые качества должны попасть в категорию НЕ востребованных качеств выбранной профессии.

 

Узнать про свои личные качества и психологические особенности можно с помощью материалов и инструментов, входящих в УМК «Самоопределение», а про то, какие качества востребованы, а какие нет у различных профессий можно с помощью УМК «Профориентация».

 

Для взрослых Формула выбора профессии выглядит несколько сложнее, так как в ней также учитываются вопросы мотивации, ценностей рабочего коллектива и условия труда. Об этой формуле мы подробно рассказываем в нашей методической литературе.

Для школьников есть простое и понятное описание Формулы выбора профессии.

 

Вот эта формула:

Профессия
 НЕ востребованные проф.важные качества ВОСТРЕБОВАННЫЕ проф.важные качества 
 НЕ развитые личные качества СИЛЬНЫЕ, развитые личные качества 
Человек (сотрудник)

 

У каждой профессии есть востребованные профессионально важные качества и не востребованные.

Точно также у каждого человека есть хорошо развитые качества (природные или сформированные) и есть те, которые не развиты

 

➔ Если развитые качества человека и востребованные качества профессии совпадают - это идеальный выбор. Такая работа приносит драйв и чувство реализованности.

➔ Если профессия каждый день требует от человека неразвитых качеств (например, профессия - логист, человек - интроверт с неразвитой коммуникативностью, а требуют от него 15-20 жестких переговоров с поставщиками услуг каждый день), то такая работа приводит к стрессу, депрессии и закономерному увольнению.

➔ Если у человека есть хорошо развитое качество (например, способность к языкам - он полиглот), а это качество в повседневной деятельности не востребовано (у того же логиста), то человек от такой работы чувствует неудовлетворенность, нереализованность. Что опять же приводит к депрессии и увольнению.

 

Формула выбора профессии Навигатум

 

Как формула усложняется?

  • Во-первых, учимся мы на профессию, а устраиваемся на должность. У конкретной должности бывает совсем другой набор профессионально важных качеств, чем у «чистой» профессии. Взбираясь вверх по карьерной лестнице, требуются порой противоположные качества.
  • Во-вторых, необходимо учитывать психологические особенности – как они сочетаются с требованиями профессии. Интроверт-процессник с внешней референцией – плохо для продажника, среднее для бухгалтера и идеально для вальцовщика.
  • В-третьих, учимся на профессию, устраиваемся на должность, но работать приходим в организацию. Насколько совпадает мотивация соискателя с той моделью, которая присуща этой конкретной компании? Устраивает вас коллектив? Близость к дому? Отсутствие/наличие командировок? Система оплаты труда и т.д. Устраивают ли компанию ваши ценности и мотивация?

 

Как использовать?

Если перед вами стоит задача определить, подходит ли абитуриенту или студенту выбранная им специализация (или подходит ли сотруднику конкретная профессия и должность), вы можете использовать Формулу выбора профессии Навигатум и настраиваемый под ваши задачи тест «Профитип плюс». С помощью теста Вы получите портрет личных качеств, психологических особенностей и мотивационной картины абитуриента или сотрудника в сравнении с картой ваших специальностей (профессий). Тест позволит определить наиболее подходящую специальность из имеющихся и выявить "проблемные" зоны.  Тест может применяться в профориентационном тестировании колледжей, ВУЗов, работодателей.

 

 

Пожалуйста, заполните данные, чтобы наш менеджер связался с Вами:


Позвоните мне с до

Введите этот код:
Код проверки

Наверх