Федеральный образовательный проект

Мы создаем игровые инструменты
профессионального и личностного самоопределения.
Системная профориентация от 3,5 лет до 65+

ФОРМУЛА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

 

Интересно посмотреть, как менялась Формула выбора профессии на протяжении истории человечества:

  • Во времена верхнего палеолита, 40-12 тысяч лет назад, люди занимались охотой и собирательством, врачевали раны, создавали орудия труда (крючки, копья), украшения. Однако каждый участник племени умел делать то же, что и все остальные: разделения труда не было, а значит не было и профессий.
  • Начиная с ~10 000 лет до н.э. первобытные племена постепенно приходят к оседлому образу жизни. Начинается расцвет земледелия, чуть позже животноводства, при этом происходит самое главное – разделение труда. Это начало появления профессий. И в эти времена действует самая разумная формула выбора профессии: делай то, что получается лучше всего ("к чему душа лежит").
  • Немногим позже, с появлением первых государств, становлением царей (бывшие вожди), жрецов (шаманов), появляется понятие частной собственности и вместе с разделением профессий появляется классовое неравенство. И Формула выбора профессии меняется. Профессии распределяются по сословиям, переход между которыми начинает затрудняться.
  • Уже где-то к 4000 году до н.э. существуют многие из известных сегодня профессий и должностей, среди которых чиновники, бухгалтеры, банкиры (менялы и кредиторы), юристы, инженеры, металлурги, строители, почтальоны, ученые, педагоги, актеры, музыканты, земледельцы, животноводы, бортники, повара, горничные, торговцы, негоцианты (оптовые торговцы-международники), парикмахеры, ремесленники, банщики, портные, обувщики, могильщики, охранники, военные, горняки, лесники, врачи (травники, костоправы), моряки, сборщики налогов, спортсмены, ...
  • Однако начинаются Темные времена средневековья. Вместе с падением грамотности, ужесточается Формула выбора профессии: выбор возможен только в рамках сословия. Родился крестьянином - им и будешь. Развивался «династийный подход» - профессия передавалась от отца к сыну вместе с профессиональными секретами. Так появлялись династии врачей, стеклодувов, мельников, кузнецов, аптекарей, различных ремесленников. 

 

Формула выбора профессии сословнаяФормула выбора профессии династийная

 

Эпоха Возрождения поощрила первых нарушителей этой формулы, а чуть позже демографический рост способствовал началу Промышленной революции, окончательно понявшей Формулу. В эти времена на смену ручному труду пришла паровая машина и 90% работников мануфактур временно оказались без работы. Перед ними маячили непонятные «профессии будущего», пугающие новыми компетенциями – например, умением работать на громоздких и необъяснимых станках. Недовольные новыми технологиями работники – луддиты – пытались противостоять, но безуспешно. Прогресс не остановился. А число новых производств росло (вместе с населением планеты) и проблем с трудоустройством не было: были проблемы с правами трудящихся.

 

Происходило расширение класса рабочих. Смена орудий труда породила множество новых профессий (а если точнее – то трансформировало старые). В начале ХХ века стала популярной формула ХОЧУ-МОГУ-НАДО.

Формула выбора профессии хочу могу надо

Однако и эта формула полностью дискредитировала себя. Небольшой пример: в 90-х годах все телеканалы и газеты взахлеб описывали, как страна нуждается в экономистах и юристах. Массовый спрос породил тысячу факультетов по всей стране. Из которых «вылупились» миллионы юристов и финансистов. Они прекрасно подают кофе в Макдональдсе или успешно работают не по полученной специальности, но до сих пор, в конце второго десятилетия 21 века, хороший юрист или финансист – на вес золота.

 

Так же формула ХОЧУ-МОГУ-НАДО тяжело применима в профориентации школьников. Чтобы ею воспользоваться, нужны социальный опыт, багаж своего «могу» и реалистичное представления того, из чего выбираются «хочу». Поэтому современные школьники очень удачно эту Формулу модернизировали:

  • «Хочу» - заменилось на «мне нравится»;
  • «Могу» - осталось тем же, но с небольшим нюансом – «смогу»;
  • «Надо» - стало «буду», что означает «не нравится, но буду» (например, за такие-то деньги).

Но практической реализацией было то, что начинали список с НЕ. Описывая, что НЕ нравится, что НЕ получается и что точно НЕ будете делать – так стало гораздо легче найти то, что остается.

Формула выбора профессии не хочу не могу не буду

Из опыта работы Навигатум в 2013-2016 годах: у школьника в процессе осмысления своих «НЕТ» часто появляется однозначный ответ про своё «ДА».

 

  • Движемся дальше. В 21 веке происходит понимание, что:

1) Формулы выбора, которые подходят для профориентации взрослых, не эффектны в помощи выбора своего пути для школьников.
2) В выборе профессии важным фактором становится мотивация и ценности, внутреннее соответствие выбранному "образу жизни". 
3) Более важно найти не "одну единственную идеальную" профессию, а скорее избежать ошибочного выбора, приводящего человека к стрессу или неудовлетворенности.  

 

Новая Формула выбора профессии НАВИГАТУМ помогает определиться с тем, каким НЕ должен быть наш выбор. 

Формула Навигатум позволяет сберечь нервы, увидеть подводные камни и вовремя избежать их, сделать свой выбор осознанно, при этом оставляя место для интуиции, предчувствий и житейской удачи.

Эта формула позволяет найти несоответствия и перевести их на осознанный уровень по трём ключевым аспектам:

  • Выбираемым образом жизни (и родом деятельности) и собственными мотивами и ценностями.
  • Требованиями профессии и должности (или цепочке должностей в карьерной перспективе) к профессиональным качествам, психологическим особенностям и состоянию здоровья. 
  • Собственной системой ценностей и ценностями, особенностями конкретного рабочего коллектива в конкретной организации. 

 

Как это работает? На примере соответствия требования профессий к личным качествам:   

 

Профессия
НЕ востребованные проф.важные качества, психологические особенности

ВОСТРЕБОВАННЫЕ проф.важные качества,
желательные психологические особенности,
соблюдение медицинских показаний 

 НЕ развитые личные качества, 
отсутствующие псих.особенности
СИЛЬНЫЕ, развитые личные качества,
психологические особенности,
состояние здоровья 
Человек (сотрудник)

 

У каждой профессии есть востребованные профессионально важные качества и не востребованные.

Точно также у каждого человека есть хорошо развитые качества (природные или сформированные) и есть те, которые не развиты

 

➔ Если развитые качества человека и востребованные качества профессии совпадают - это идеальный выбор. Такая работа приносит драйв и чувство реализованности.

➔ Если профессия каждый день требует от человека неразвитых качеств (например, профессия - логист, человек - интроверт с неразвитой коммуникабельностью, а требуют от него 15-20 жестких переговоров с поставщиками услуг каждый день), то такая работа приводит к стрессу, депрессии и закономерному увольнению.

➔ Если у человека есть хорошо развитое качество (например, способность к языкам - он полиглот), а это качество в повседневной деятельности не востребовано (у того же логиста), то человек от такой работы чувствует неудовлетворенность, нереализованность. Что опять же приводит к депрессии и увольнению.

Аналогично по отношению к психологическим особенностям (например, темпераменту) и к медицинским противопоказаниям.

 

В работе со школьниками мы используем более простую схему:

 

Формула выбора профессии Навигатум

 

Кроме этого, мы уделяем большое внимание анализу существующих образов жизни и методике их примерки на себя.

 

Как использовать?

Если перед вами стоит задача определить, подходит ли абитуриенту или студенту выбранная им специализация (или подходит ли сотруднику конкретная профессия и должность), вы можете использовать Формулу выбора профессии Навигатум и настраиваемый под ваши задачи тест «Профитип плюс». С помощью теста Вы получите портрет личных качеств, психологических особенностей и мотивационной картины абитуриента или сотрудника в сравнении с картой ваших специальностей (профессий).

Тест позволит определить наиболее подходящую специальность из имеющихся и выявить "проблемные" зоны.  Тест может применяться в профориентационном тестировании колледжей, ВУЗов, работодателей.

 

 

Пожалуйста, заполните данные, чтобы наш менеджер связался с Вами:


Позвоните мне с до

Введите этот код:
Код проверки

Наверх