Федеральный образовательный проект

Мы создаем игровые инструменты
профессионального и личностного самоопределения.
Системная профориентация от 3,5 лет до 65+

ИДЕАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИИ

 

Вы можете посмотреть и скачать описание в таблице здесь

 

Возраст

3,5 года – 5 лет 
детский сад

Описание этапа

Возраст формирования трудолюбия, любви к труду руками. Возраст, когда все профессии важны, уважаемы и интересны.

Цели и задачи

  • Первичное знакомство с профессиями (чем занимаются, чем отличаются).
  • Заложить ритуалы труда – выполнение работ совместно с родителями.
  • Нравственное воспитание, формирующее основу для личностного самоопределения в будущем.

Практические и методические инструменты

  • Методическое пособие «Прививка от безработицы», в котором есть практические советы по созданию «ритуалов труда».
  • Мультсериал «В мире профессий» - песенки-стихи о сотне различных профессий. 
  • Просто дать ребенку быть самим собой: трудолюбивым и познающим мир.

Результат

  • Ребенок с удовольствием изучает мир вокруг себя – узнает много профессий.
  • С серьезностью выполняет свои регулярные работы (ухаживает за растением, кормит животное, готовит сам и т.д. – выполняя работы по профессиям).

Возраст

5-8 лет
детский сад и 1 -2 класс школы

Описание этапа

Два прекрасных периода:
- стадия осмысленных почемучек;
- погружение в мир сюжетно-ролевых игр.

Цели и задачи

  • Системное знакомство с миром профессий через отрасли и виды трудовой деятельности. Это ответы на вопросы: Как устроен этот мир? Откуда берется металл? Как делают кашу? Какие виды транспорта существуют? Кто такие инженеры? …

Практические и методические инструменты

  • Игровая развивающая среда "Навигатум: Взросляндия. В мире профессий" - системное описание мира труда и профессий:
    • Профисказки – это художественные сказки, героям которых - детям из страны «Взросляндия» - приходится изучить, как устроены все отрасли. Профисказки дают системное представление об устройстве мира и взаимосвязи профессий;
    • Отраслевая карта страны «Взросляндия» - это и визуализация, и поле для игр.
    • Сюжетно-ролевые игры и занятия по профисказкам и карте страны.

Результат

  • Ребенок имеет комплексное представление откуда берутся/получаются те или иные вещи и услуги, и какие профессии «стоят за этим».
  • Ребенок поиграл в эти профессии, а родитель (педагог) получил диагностику интересов.
  • Не пропущены никакие отрасли, а значит заложен фундамент для построения адекватной, взаимосвязанной, целостной картины мира. 

Возраст

9-10 лет
3-4 класс школы

Описание этапа

Младшие школьники, у которых «детское» мышление, построенное на воображении, начинается меняться на последовательно-логическое.

Цели и задачи

  • Углубление и закрепление системных знаний об устройстве мира, понятиях труд и работа, атрибутах профессий, типах профессий. 
  • Переход от изучения отраслей к взаимосвязи отраслей и видов трудовой деятельности.

Практические и методические инструменты

  • УМК "Профориентация".
  • Сценарии занятий для младших классов «Лаборатория профессий» (авт. Г.Резапкина).
  • Мультимедийные игровые профориентационные материалы, карта отраслей и др.

Результат

Ученик знает, чем отличается труд от работы; понимает как устроены отрасли, как они взаимосвязаны, чем они занимаются, какие группы профессий объединяют. Что такое профессия, что такое предметы труда и др.


Возраст

10-12 лет
4-5 класс

Описание этапа

Возраст, в котором уже можно найти скрытые таланты, склонности и интересы, а явно выраженные – проверить и укрепить.

Цели и задачи

  • Определение слабых и сильных качеств.
  • Формирование любопытства к профессии или виду деятельности.
  • Определение выраженных интересов.
  • Подготовка к переходу от «любопытства» к «вовлечению».
  • Изучение профессионально важных качеств профессий и проф. терминологии.

Практические и методические инструменты

  • Сценарии уроков по мультсериалу «Калейдоскоп Профессий» (сезон «любопытство»).
  • Визуализированные тесты «Профитип» на определение склонности к типу профессии и личных качеств.
  • Профориентационная игра «ПРОФИ ПЛЮС» о должностях, профессиях и специальностях.
  • «Беседы о самоопределении» - цикл уроков Г. Резапкиной.

Результат

  • У ученика есть явно выраженный интерес к какой-то деятельности (возможно, нескольким).
  • Появление осознанных знаний о самом себе.
  • Есть представления о своих сильных и слабых личных качествах.
  • Понимает, что выбор профессии происходит в соответствии личных качеств (ЛК) и профессионально важных качеств (ПВК), и умеет составлять карту ПВК профессии (что мотивирует на развитие ЛК).

Возраст

12-14 лет
6-8 класс

Описание этапа

«Вставать на крыло». Этап вовлечения. От любопытства к углубленному интересу и практике

Цели и задачи

  • Помощь в получении расширенной информации по теме вовлечения (от расширенных знаний к пробам и практике).
  • Изучение горизонтальной и вертикальной карьер в разных типах организаций.
  • Разбор качеств, компетенций, мотиваций, навыков и т.п.
  • Тренинги проф.навыков и качеств.

Практические и методические инструменты

  • УМК "Самоопределение"
  • Игровые модули "Профессионально важные качества".
  • Профориентационный сериал и сценарии занятий «Калейдоскоп Профессий» (сезон «вовлечение») – расширенная информация по профессиям и видам деятельности.
  • Профориентационные притчи «Псифора» (часть 1) – разбор качеств, компетенций, ситуаций.
  • «30 шагов к профессии» Е. Пряжниковой.
  • «Беседы о самоопределении» (для старшеклассников) - цикл уроков Г. Резапкиной.

Результат

  • Началась осознанная работа «над самим собой».
  • Практическая деятельность в области своих интересов и вовлечений, талантов и способностей подтвердила и укрепила желание заниматься по этой теме.
  • Формируется осознанное отношение к учебе – как к получению нужных знаний для реализации целей, для практического использования в области своих интересов.

Возраст

15 лет
9 класс

Описание этапа

Ответственность за свой выбор

Цели и задачи

Помощь в построении своей образовательной, профессиональной и личностной траектории на следующие 5-10 лет и более.

Практические и методические инструменты

  • Профориентационные притчи «Псифора» (часть 2).
  • Видеофильмы о выборе профессий, обзоре учебных учреждений, профессиях будущего и т.п.
  • Помощь тьютора-психолога.

Результат

  • Ученик принимает осознанное самостоятельное решение о том, как и где он хочет получить профессиональное образование (техникум, ВУЗ) и по какой специальности.
  • Формируются представления о своей дальнейшей жизни после школы и профессиональном образовании.
  • Есть адекватное представление о своих способностях, талантах и слабостях, мотивации, особенностях и том, как это сочетается с требованиями ПВК и псих. особенностей выбранной специальности (деятельности).

Возраст

16-18 лет
старшие классы или колледж

Описание этапа

Осмысленные знания

Цели и задачи

  • Целенаправленное получение знаний, навыков и компетенций, которые (по мнению ученика) могут пригодиться в его будущей трудовой деятельности.
  • Расширение базы универсальных знаний (как коррекция узконаправленных интересов).
  • Участие в практической деятельности (конкурсы, фестивали, олимпиады и пр.).

Практические и методические инструменты

  • Игры, формирующие и развивающие практические навыки и компетенции.
  • Активная внеучебная деятельность (кружки, курсы, тренинги и пр.).
  • Профессиональная и художественная литература по выбранной сфере деятельности.

Результат

  • Ученик сосредоточен на развитие качеств, необходимых ему в профессии (деятельности).
  • Учеба ради получения знаний, а не диплома.
  • Активная практическая деятельность по сфере своих профессиональных интересов.

Возраст

18-20 лет
первые - третьи курсы ВУЗа

Описание этапа

Поступая в ВУЗ, думай о том, как ты его закончишь.

Цели и задачи

Осмысленное получение профессионального образования с ориентацией на практику.

Практические и методические инструменты

  • Курс "Привычки мышления".
  • Игра «ПРОФИЛИНИ» - «планировщик линий жизни (жизненных стратегий) от рождения до глубокой старости».
  • Анимационные фильмы из цикла «Калейдоскоп Профессий» для абитуриентов, студентов и выпускников.

Результат

  • Сохраняется мотивация к учебе.
  • К концу второго курса найдется оптимальный работодатель для получения практики (даже, если придется работать бесплатно).

Возраст

20-22 лет
четвертые – пятые курсы ВУЗа.

Описание этапа

Практическая деятельность в образовании.

Цели и задачи

  • Осмысленное получение профессионального образования с ориентацией на практику.
  • Завершение образования должно совпадать с трудоустройством.

Практические и методические инструменты

  • Фильм «Лайфхак по трудоустройству» и дополнительные материалы по соцадаптации.

Результат

  • Есть четкое представление о трудоустройстве (написание резюме, прохождение собеседований и испытательного срока).
  • По окончанию обучения происходит заранее оговоренное с работодателем трудоустройство.

Возраст

23+
первые годы работы

Описание этапа

Умный – не тот кто много знает, а кто знает границы своего знания.

Цели и задачи

  • Адаптация в трудовом коллективе.

Практические и методические инструменты

  • Рекомендации психологов, работа с коучем.
  • Притчи «Псифора».

Результат

  • Успешно пройден испытательный срок.
  • Есть четкое представление о дальнейшем горизонтальном и вертикальном карьерном и профессиональном росте.

Указанный возраст условный, у одних детей раньше, у других позже – разброс огромный. Важнее сами «этапы» и их последовательность. Мудрость родителей и педагогов заключается в том, чтобы профориентационная работа не вступала в конфликт с психологическими потребностями, присущими каждому возрасту, такими как потребность в формировании своего социального статуса в коллективе (10-12 лет), гормональный взрыв, исследование физиологии себя и противоположного пола (14-17) и др.

 

 

Пожалуйста, заполните данные, чтобы наш менеджер связался с Вами:


Позвоните мне с до

Введите этот код:
Код проверки

Наверх