Федеральный образовательный проект

Мы создаем игровые инструменты
профессионального и личностного самоопределения.
Системная профориентация от 3,5 лет до 65+

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

  

Игровая развивающая среда 

Нравственное воспитание

Навыки и качества

ТРИЗ-педагогика

Окружающий мир

 

 

В начальной школе мы продолжаем работу над тем каркасом, что начали в дошкольном возрасте:

  • Формирование целостной картины мира труда и профессий.
  • Развитие креативности мышления.
  • Ориентация на созидательные жизненные ценности и качества: трудолюбие, терпение, способность к сопереживанию и состраданию, умение отличать, что такое хорошо и что такое плохо, умение принимать решения и нести за них ответственность и другие.

 

Основным инструментом, как и в дошкольном возрасте, является игровая развивающая среда «Навигатум: Взросляндия. В мире профессий». Этот инструмент, как конструктор, имеет уровни сложности, и в школьные годы происходит завершение построения целостных и системных представлений об устройстве мира труда и профессий:

  • Знакомство с производственными процессами всех видов деятельности и отраслей;
  • Понимание взаимодействия профессий и их функционала внутри отрасли;
  • Понимание взаимосвязей отраслей.

 

В начальной школе мы активно используем все инструменты игровой развивающей среды «Навигатум»: изучаем карту отраслей и видов деятельности «Взросляндия», читаем интерактивные профисказки. Книга со сказками выпущена по стандартам СанПина для занятий по чтению. Более сложными становятся занятия по стихам и песням сериала «В мире профессий» и адаптированным сериям мультсериала «Калейдоскоп Профессий». Подробные сценарии занятий включены в методические рекомендации к этим сериалам.

 

Навигатум ВзросляндияВ мире профессийКалейдоскоп Профессий

 

Кроме ориентации на профессии, наши занятия и мультфильмы касаются других важных тем этого возраста:

 

 

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

 

Мы создали 3 песни-мультфильма «О Добре и зле».


В первой песне закладывается базовая (опорная) шкала жизненных ценностей, задаются начальные координаты:

  • О добре и доброте.
  • О зле.
  • О взаимоотношениях с другими людьми.
  • О взаимоотношениях с родителями и близкими.
  • О Родине.

 

Во второй песне описано, на что опираться в жизни. Про привычки, про силу характера, про черты личности. В частности:

  • О том, что важен интерес к миру и ко всему вокруг.
  • О том, что надо уметь радоваться неудачам.
  • О том, что не деньги делают человека счастливым.
  • О том, что надо быть, а не казаться. 
  • О том, что всегда говорить себе только правду.
  • О слабостях. 
  • О силе. 

 

Третья песня отвечает на вопрос «Куда идти», «К чему стремиться»:

  • Изменять мир в лучшую сторону.
  • Всегда учиться.
  • Быть трудолюбивым.
  • Помогать другим.
  • Быть добрым.
  • Быть критичным, проверять сказанное и пробовать на прочность.
  • Узнавать мир вокруг себя, всегда оставаться любопытным, задаваться вопросами.
  • На свете много целей, одна из них – это улучшать жизнь людей на земле.

 

 

НАВЫКИ И КАЧЕСТВА, КОТОРЫМ НЕ УЧАТ В ШКОЛЕ

 

Это сценарии занятия и четыре песни-мультфильма о том, «Как узнать, что вырос я?». В песнях рассказывается о тех качествах и способностях, которыми обладают взрослые.

 

Так что же отличает взрослого человека от ребенка, если не полученные за все школьные годы знания?

Отличает некий набор навыков, которыми обладает, а может и нет, взрослый. Это необязательные, но однозначно полезные навыки. И если хотя бы не обладать ими всеми, то знать о них стоит.  В частности это:

  • Уметь пришить пуговицу и заштопать дырку;
  • Уметь починить протекающий кран;
  • Знать, что делать, если тебя затопило;
  • Уметь обработать рану и наложить повязку;
  • Знать что делать, если рядом кому-то стало плохо;
  • Знать конкретно, куда бросаться и что говорить в случаях 01, 02 и 03;           
  • Уметь готовить (омлет, пельмени, шашлык и тортик);
  • Уметь гладить «сложные» вещи;
  • Уметь успокоить маленького ребенка;
  • Уметь оплатить коммунальные услуги;
  • Уметь отправить и получить оффлайн письмо;
  • Уметь хранить в одном месте значимые вещи (паспорт, ключ,..);
  • Уметь говорить здравствуйте и спасибо;
  • Уметь зарядить друга хорошим настроением;
  • Уметь мотивировать себя, поднимать настроение себе;
  • Уметь с легкостью в душе делать то, что не хочется и неприятно делать;
  • Уметь запоминать дорогу и ориентироваться в пространстве;-)
  • (…)

Мы описали более ста крайне полезных навыков, которые существенно облегчат жизнь взрослому человеку. И всем этим навыкам легко научиться в школьные годы (и даже стоит им учиться именно в школьные годы).

Но в песне нет навязывания - этот список мы поместили в шутливую форму, подчеркивающую необязательность, но полезность этих навыков. Песня ориентирована на мотивацию младших школьников поскорее стать взрослыми. И эта песня (и мультфильм на ее основе) станет ключом в достижении этой цели. 

 

Эти мультфильмы входят в выпуски «В мире профессий» и «Калейдоскоп Профессий», а также в УМК «Профориентация».

 

 

Дополнительные образовательные темы и инструменты Навигатум:

 

 

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ И ТРИЗ-ПЕДАГОГИКА

 

Под креативностью в данном случае мы называем не только творческое мышление, но и способность мыслить гибко, нешаблонно. Находить множество вариантов там, где на первый взгляд кажется, что решения нет. Через занятия и мультфильмы мы знакомим детей с методикой и инструментами ТРИЗ – теории решения изобретательских задач. Пример одного из мультфильмов можно посмотреть на сайте www.paramult.ru/triz

 

 

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР И СПОСОБНОСТЬ ЗАДАВАТЬСЯ ВОПРОСАМИ

 

Миссия этого проекта – формирование чувства любопытства к миру. Задача – разбудить жажду познания, которая изначально есть в каждом ребенке, но под воздействием среды (общей культуры, массмедиа, воспитания, а иногда и детского сада, школы) все чаще приглушается, формируя закрытый образ мира, постижение которого ограничивается играми в планшете.

Материалы проекта рассказывают об окружающем мире – о природных явлениях, физических законах, удивительном мире флоры и фауны, о достижениях науки просто и понятно. Мы экспериментировали с этим проектом еще 10 лет назад и создали несколько до сих пор полезных видеоуроков – вы можете посмотреть на них на канале www.youtube.com/formulauma. В создании этих образовательных мультфильмов принимали участие консультанты Российской академии наук.

Сейчас мы вернулись к этому проекту с новыми возможностями и технологиями.

 


 

ДошкольникамНачальная школаСредние классыСтаршие классыСтудентамСотрудникамСоискателямПенсионерам
 

Пожалуйста, заполните данные, чтобы наш менеджер связался с Вами:


Позвоните мне с до

Введите этот код:
Код проверки

Наверх